238050 Калининградская область, г.Гусев, ул.Ломоносова, 27
Версия для слабовидящих
Контакты:
8(40143) 3-72-41
E-mail:
moucentrpprk@mail.ru
Интернет-приемная
ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 

ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 

Темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни малыши начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи. Такие дети в 2.5–3 года говорят отдельные слова, не формируя их в словосочетания и предложения.

Развитие речи у детей, а в частности лексического запаса – одна из главных задач, которую следует реализовывать в детском саду для всестороннего развития личности ребенка.

Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого: накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. В пассивный словарь входят слова, которые дети понимают, но не говорят, а в активный – слова, которые дети произносят.

Для эффективности таких игр–занятий заведите альбом, куда вклеивайте вместе со своим малышом картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Такие картинки помогут ребенку накапливать пассивный словарь и использовать его в речи.

ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 

Когда взрослый говорит с ребенком о животных, не следует забывать об их детенышах. Показывайте детям больше картинок со взрослыми животными и их детенышами.

У собаки – щенок. У зайца – зайчонок.

У кошки - котенок. У лисы – лисенок.

Старайтесь, показывая картинки детям, употреблять эти слова и во множественном числе:

Щенок – щенята Зайчонок – зайчата

Котенок – котята Лисенок – лисята

Также учите детей употреблять слова в настоящем и прошедшем времени:

Зайка прыгает – зайка прыгал.

Если у ребенка имеется в его словаре около 5 слов в нескольких группах, его учат объединять их в предложения. Сначала используют самые простые предложения без предлогов. Например, показывая ребенку картинку со спящей куклой, взрослый говорит ребенку: «Кукла (ляля) спит». Затем используют предложно-падежные конструкции (предлоги), сначала самые простые (в, на, под), затем более сложные. Например, «птичка сидит на ветке» («птичка на ветке»).

Учите своего малыша отвечать на самые простые вопросы - «Кто, что?», «Что делает?», показывая сюжетную простую картинку.

При составлении предложений используйте всевозможные картинки и наглядные пособия.

Когда зрительное восприятие сочетается со слуховым это всегда дает положительный результат, т.е. зрение и слух должны опираться на движение. Для детей раннего возраста – это, прежде всего, наглядность. Для этого используют стихотворные тексты с движениями.

Стихи с движениями подарят вам радостные мгновения общения с вашим ребенком. Малыш с удовольствием будет выкрикивать коротенькие слова и жестами изображать то, о чем говорится в стихотворении. Веселые игры со стихами способствуют развитию речи и моторики (двигательных возможностей) ребенка.

Вот самое простое, способное вызвать улыбку у ребенка.

Солнышко

Мы проснулись, мы проснулись, (руки тянуться вверх)

Ручки к солнцу потянулись.

Здравствуй, солнышко, вставай, (руки немного развести в стороны,

Наших деток согревай! ладошками вверх)

Вот так, вот так

Наших деток согревай. (хлопать в ладоши) 

Утром Машенька (имя ребенка) встает,

Глазки открывает.

Новый день, новый день,

С улыбкою встречает.

Вот какие стихи с движениями можно использовать, когда ребенок познакомиться со сказкой «Колобок»:

Колобок (стихи с движениями)

Жили были дед и баба Полуприсед с выносом пятки вперед

На полянке у реки

И любили очень, очень Поглаживание животика

На сметане колобки.

Баба тесто замесила, Движение имитирующие замешивание теста

Колобка она слепила, лепку колобка.

В печь его поставила, Наклон вперед, руки развести в стороны.

Там его оставила.

Вышел он румян, пригож «Пружинки» с поворотом, руки на поясе,

И на солнышко похож. Руки вверх и через стороны вниз.

Он хотел остыть немножко Движения руками вправо-влево (внизу)

И улегся на окошко Наклон вперед, руки «полочкой», голова

лежит на руках.

Не хотел он там лежать, Наклоны головы вправо, влево

Захотел он убежать. Бег на месте

Огород он пересек

И пустился наутек. Бег под музыку. 

Знакомить детей с лесными жителями и другими представителями живого мира, целесообразнее вот в такой стихотворной форме. Так малыши лучше будут усваивать информацию.

О петушке

Рано утром петушок встает,

Звонко песенку поет.

Ку-ка, ку-ка, ку-ка- реку,

Солнышко проснулось,

Всем вставать пора. 

О зайце

Зайка, заинька, зайчишка,

По дорожке он бежал, прыг- скок

А потом под кустом от лисы он спрятался.

Раз, и не видно зайца. 

О лягушке

Возле речки на опушке

Квакают лягушки:

«Ква-ква-ква, да ква-ква-ква»,

Как водичка холодна! 

О лисе

Лисонька-лиса в норе жила,

Своих лисят воспитывала.

Чтобы малые лисята далеко не убегали,

И маму слушались.

Нужно отметить, что дети должны знать, что: 

Собака лает Корова мычит

Кошка мяукает Курочка кудахчет

Лягушка квакает Ворона каркает 

Воробей чирикает.

А петушок кукарекает.

Чтобы дети правильно произносили фразу, он должен научиться правильному речевому дыханию. Любой звук мы произносим на выдохе. Ребенок иногда не умеет делать плавный речевой выдох, и мы должны ему в этом помочь. Для этого используются определенные упражнения. Вот несколько из них.

Листопад

Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясните детям, что осенью с деревьев осыпаются листья. Это – листопад. Предложите устроить листопад прямо в игровой комнате. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Можно закрепить листочки на ниточку.

Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Так малыши быстро научаться еще и различать листья деревьев.

Осенью сдувайте осенние листочки, зимой снежинки, (их можно сделать из ваты – рыхлые комочки и сдувать с ладошки), весной пусть у вас полетят бабочки, вырезанные из цветной тонкой бумаги.

Это действие можно сопровождать следующей приговоркой:

Бабочка голубушка,

Полети на облачко,

Там твои детки -

На дубовой ветке.

Можно вырезать из картона веточку дерева или цветочек и посадить на нее бабочку, вырезанную по контуру. В следующий раз, попросите ребенка посадить бабочку на веточку или цветочек самому.

Кораблик 

Взрослый и ребенок делают из бумаги кораблик. Кораблик пускают в таз в водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, взрослый вместе с ребенком говорят:

Кораблик

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

Ветер, ветер, ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч.

И кораблик наш гони

До Волги- матушки реки. 

Малюкова А.Е., учитель-логопед

Статья подготовлена по материалам методического пособия Е.Н. Краузе. «Логопедия»

Дата создания: 26-04-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: